FlagCounter

Flag Counter

Saturday, July 30, 2016

Large families of bears


У медведей многодетные семьи - большая редкость, а в прошлом и вовсе были уникальными. Легендарный человек, "камчатский Дерсу Узала", ветеран Кроноцкого заповедника Анисифор Павлович Крупенин в середине двадцатого века всего дважды наблюдал матух с четырьмя медвежатами. "Сама пятая" - так он выразился о матухе в таких семьях.

"Рассадником" такого многоплодия является Южно-Камчатский федеральный заказник.
Это связано с обилием нажировочных кормов (рыба, орехи кедрового стланика, ягоды, морские выбросы), а главное - топтыгиных здесь не преследуют с целью добычи, и они могут кормиться спокойно. Соблюдение режима заказника кардинально улучшилось с 2007 года, и сейчас встречи матух с четырьмя медвежатами стали практически ежегодными.

Фотограф-натуралист Игорь Шпиленок наблюдал за жизнью одной такой семьи у Камбального озера. Вот его рассказ.





"До позавчерашнего дня я думал, что Самапятая будет дожидаться, когда лосось зайдет на нерест в Камбальное озеро, и она сможет рыбачить прямо у своей горы, на склоне которой она вместе с малышами провела всю весну после выхода из берлоги. Но она решила иначе - повела детей навстречу рыбе и опасностям.



[more=]
В эти сложилась интересная ситуация: из-за мощного снежника на крутом пороге в верхнем течении реки Камбальной рыба не может пройти на нерест в озеро и скопилась чуть ниже препятствия. В мае слой снега на пороге был не менее десяти метров, сейчас осталось метра три-четыре. На пороге перепады воды такие, что рыбе надо прыгать, чтобы их преодолеть. А прыгать не получается: прямо над водным потоком снежные мосты. Чуть ниже снежника собрались толпы нерки и толпы медведей. Среди медведей, как это бывает в начале рыбалки, утрясаются иерархические отношения. У нескольких зверей свежие раны. Время от времени вспыхивают скоротечные конфликты. Напряжение словно растворено в воздухе, и даже мне, не участвующему в этих разборках, порой страшновато.





Пока могучие самцы разбираются между собой, бойкая молодежь успевает занырнуть под снежник в место скопления рыбы и убежать в кусты лакомиться неркой.



Ветеран весь в старых шрамах. То ли есть в нем еще сила, то ли работает прежний авторитет, но в очереди на лучшее место он не стоит. Ловит с большим мастерством, наедается быстро и отходит в сторонку на отдых.



Для меня было большой неожиданностью появление Самапятой в этом зверятнике, где не было ни одной самки с малышами.



Малышня, увидев скопление медведей, забилась под мамку. Самапятая минут пять стояла, оценивая ситуацию, было заметно, что в ней зреет решение. Она начала тяжело дышать, из пасти потекли слюни...



...и она бросилась на ближайшего медведя, гораздо превосходившего ее по размеру.



Малышня мигом подтянулась! Мне не раз приходилось наблюдать и ранее, что в конфликтах медвежья семья выступает единым организмом.



Медведь не выдержал натиска и удрал со снежника на другой берег реки.



А Самапятая уже развернулась навстречу следующей жертве!
Если рассказывать коротко, то через десять минут на снежнике остались только я и семейство Самапятой!



Она спустилась к воде, к самому лучшему месту, но тут подошел молодой медведик, который не видел предыдущей зачистки местности. Досталось и ему!



Теперь можно рыбачить!



Дети никогда не видели процесса рыбалки и поначалу были в шоке, даже разорались от ужаса.




Мать вышла, они чуть успокоились...









Самого маленького потащило течение, но он сумел выбраться на камень и соединился с остальными.



Клюнуло! Знакомство с рыбой...


Вторую рыбину мать с наслаждением полностью съела сама. Она специально не вышла на берег, чтобы малышня не мешала.



Ну, а дальше? Дальше она стала ловить каждые несколько минут по двухкилограммовой нерке!




Накормила семью до такой степени, что икра больше не влезает!
Вот теперь-то медвежата пойдут в рост."



No comments:

Post a Comment